Назывные предложения


Назывные предложения

Назывные (номинативные) предложения — это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... (А. Пушкин).

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).

Выделяются три основные разновидности назывных предложений.

1.Бытийные: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле (А. Ахматова).

2. Указательные; они включают указательные частицы вот, вот и, вон, вон и: Вот место, где их дом стоит; Вот ива (А. Пушкин); Вот и мостик/ (Н. Гоголь).

3. Оценочно-бытийные; они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и : Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна (А. Пушкин); Какая ночь! Мороз трескучий... (А. Пушкин).

Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя — такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений: Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт); Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. День (А. Чехов).